2018.12.29. Миша Заславский
Санкт-петербургское издательство «Скифия» представило новую книгу литературоведа и исследователя комиксов, доктора филологических наук, преподавателя Белградского университета Ирины Антанасиевич «Русский комикс королевства Югославия».
Для историографии отечественного комикса это несомненный прорыв и одно из важнейших событий в нашем комиксоведении. Книга предлагает фундаментальное исследование короткого, но крайне интенсивного и плодотворного периода деятельности русских авторов югославского комикса в период 1930—1940-х годов, задающее своего рода стандарт комплексного представления и анализа того или иного этапа развития «девятого искусства» в контексте истории культуры вообще и мирового комикса в частности. При этом книга блестяще оформлена, основательнейше проиллюстрирована и увлекательно написана, что делает её доступной для самого широкого круга читателей.
Ряд тем «Русского комикса королевства Югославия» нашёл освещение в предыдущих трудах Антанасиевич — прежде всего, в одноимённой книге 2014 года (опубликована в Сербии издательством «Комико») и в книге «Русская классика в картинках» (опубликована в 2015 Белградским университетом). В основе первой важную роль сыграли исследования югославских историков, таких, как выдающийся диснеевский автор и энтузиаст комиксной историографии Здравко Зупан. В «Классике в картинках» Антанасиевич сумела в полной мере применить профессиональные знания русской культуры и истории, проанализировав творческие методы комиксистов «Белградского круга» при переносе классики в форму графического повествования — как в контексте мирового развития визуально-нарративных средств, так и плане общеисторических тенденций первой половины XX века.
При этом нынешнее издание существенно отличается от предыдущих. Ранее накопленный материал подвергся более тщательной систематизации и был в огромнейшем объёме дополнен новыми авторскими исследованиями. За последовавшие после первой книги четыре года Антанасиевич проделала большую работу по изысканиям в сербских, российских архивах, сумев собрать уникальные документальные и фотографические материалы, благодаря которым удалось фактологически подкрепить биографии художников и издателей, заполнить многие белые пятна. Эти интереснейшие материалы стали экспонатами недавней выставки «Русский комикс королевства Югославия», организованной автором и в течение всего октября 2018 проходившей в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Вообще, феномен русско-югославского комикса 1930-х необычаен, а для тех, кто впервые знакомится с ним, оставляет ощущение сенсационности, фантастики, альтернативной реальности, этакого «Острова Крыма» применительно к жанру рисованных историй. Действительно, что бы произошло, если б не революция, и жанр комикса стал развиваться у нас тем же образом, каким развивался он в других европейских странах? По одной из долгое время бытовавших версий — не стал бы: Россия слишком образованная страна, а комиксы — они исключительно для неграмотных, и наших деятелей искусства не заинтересовали бы. События «Злотого века югославского стрипа» убедительно доказали обратное. Ряд исторических и социальных факторов Югославии той эпохи (в книге они нашли подробное освещение) обеспечил нормальные условия и благодарную аудиторию для развития графической литературы, и результат не заставил себя ждать. За кратчайший временной промежуток усилиями российских и югославских авторов, предпринимателей, редакторов национальная школа комикса поднялась до уровня, достигнуть который другим европейским странам удалось только после войны.
Новая книга Антанасиевич разворачивает стереоскопическую панораму жизни и творчества наших комиксистов в Югославии. Несомненно, все, кто интересуется историей комикса, найдут на её страницах немало удивительных сюрпризов. Меня, например, глубоко поразила обнаруженная автором информация о позднем периоде Сергея Соловьёва. Как известно, из «Белградского круга» после войны к комиксам вернулись только Юрий Лобачёв и Сергей Соловьёв. Судьба и работы последнего оказались тесно связаны с Италией. Как отмечали некоторые исследователи, особенность произведений Соловьёва заключается в их графической зрелости, индивидуальном подходе. Он, восприняв всё лучшее из доминировавшего тогда в комиксах американского газетно-журнального иллюстративного стиля, сумел индивидуализировать его, отойти от присущей ему избыточной зрелищности и варьировать, приспосабливать к характеру истории, будь то шекспировские пьесы или сюжеты, основанные на современных автору реалиях. Антанасиевич приводит удивительные фрагменты из соловьёвской адаптации «Сына полка» Валентина Катаева и его незавершённого комикса о Курской дуге: «Сохранившиеся кадры показывают, как важна была эта история для Соловьева, как важно было ему показать все детали битвы, которая прославила его малую родину. Очень хочется надеяться, что со временем удастся восстановить весь комикс. Впрочем, хочется верить, что нас ещё ожидают неожиданные открытия, ещё возможно найти новые комиксы, например, тот, о котором Соловьев упоминает в письме, отправленном однополчанину: "… сейчас работаю над моим собственным стрип-романом, уже одобренным редакцией. Сюжет — ковыль, стрельба, кони"».
Остаётся только поблагодарить «Скифию» за отлично выполненное издание, а Ирину Антансиевич — за такой масштабный труд, и пожелать книге многих благодарных читателей среди нашего комикс-сообщества! Издательская информация о «Русском комиксе королевства Югославия» доступна по ссылке: http://www.skifiabook.ru/store/kultura-iskusstvo-muzyka/item_608.html